Виды обработки драгоценных камней

-->

Драгоценные камни Виды обработки драгоценных камней

Редкие камни в оригинальном виде являются, в основном, достоянием коллекционеров. Но применение в ювелирном деле требует определенной обработки, которая в полной мере должна раскрывать красоту минерала и его оптические свойства. При этом обработка камней до сих пор является довольно трудоемким процессом, включая разработку дизайна украшения и его окончательное воплощение. Поэтому обработка драгоценных камней нередко вносит существенную добавочную стоимость. Правда, нередко больше всего к цене добавляет название известной ювелирной фирмы или историческая ценность – принадлежность предмета в прошлом известной личности или связанные с ним легенды.

gem rainbow
gem rainbow by -Merce- CC BY-NC-ND 2.0

Способ обработки ювелирных камней зависит сегодня в основном от свойств самого материала, который сам подсказывает, как лучше отшлифовать или огранить камень – в форме кабошона, определенного вида огранки или камеи.

Кабошон

Кабошон – древнейший способ обработки драгоценных камней, который изначально состоял в устранении неровностей (шлифовке) и приданию поверхности кристалла гладкой формы. Название способа обработки камня «кабошон» (cabochon) происходит из средневекового французского языка, с которого оно переводится как «головка». Драгоценные камни, обработанные в форме кабошона, можно видеть не только на древних украшениях массового спроса, но также еще на коронах монархов средневековой Европы. Нельзя сказать, что такая простая огранка чем-то снижает ценность драгоценных камней. Скорее можно сказать о том, что она просто вышла из моды на фоне популярности технологического прогресса в период Нового Времени. Сегодняшнее преобладание огранки в качестве основного способа обработки ювелирных камней – тоже в некотором роде пережиток. В последнее время на фоне роста массы синтетических камней наблюдается тенденция возвращения интереса к естественной красоте камней и обработке в форме кабошона, которая, как никакая другая, подчеркивает натуральность

Какие камни обрабатывают в форме кабошонов

В исторической перспективе огранка в форме кабошона использовалась практически для всех ювелирных камней, даже для алмаза. В наше время такой тип обработки считается предпочтительным для непрозрачных, полупрозрачных камней, а также камней с рисунком. К первым относятся, например, бирюза, нефрит, жадеит, амазонит, хризопраз, ко вторым – агат, оникс, чароит, малахит, родонит и др. Также шлифовка в форме кабошона востребована при обработке камней с эффектом «кошачьего» глаза, астеризмом, иризацией (хризоберилл, некоторые сорта корундов, включая непрозрачные сапфиры и рубины, турмалин, лабрадорит и др.). Декоративные свойства опала наилучшим образом проявляются именно в виде кабошона, поэтому его обрабатывают почти исключительно в такой форме. То же относится и к лунному камню.

звездчатый сапфир украшения с опалом императорская корона
звездчатый сапфир
«Звезда Индии» Hall of Gems
by Peter Roan CC BY-NC 2.0
украшения с опалом
Three Opal Pieces
by ninniane CC BY-NC 2.0
императорская корона
X века из Западной Германии

Виды и формы кабошонов

Виды и формы кабошонов

В настоящее время используются 4 основных вида обработки камней в форме кабошонов:

(a) простой кабошон (у кристалла одна поверхность плоская, а вторая – выпуклая, см. рисунок);

(b) двойной кабошон (выпуклая поверхность камня с обеих сторон);

(c) полый кабошон (с внешней стороны – выпуклая поверхность, с внутренней стороны – вогнутая);

(d) низковыпуклый кабошон (в проекции камень напоминает каплю жира на плоской поверхности).

Применение различных видов кабошона подсказывается как замыслом ювелира, так и свойствами самого камня. В частности, альмандин (разновидность темно-красного граната) издавна обрабатывали в виде полых кабошонов, так как толстые пластины этого камня выглядят слишком темными. В виде двойных кабошонов можно встретить сапфиры с эффектом астеризма.
Перечисленные выше виды относятся к конструкции ювелирной вставки в общем, но по форме в плане имеются вариации. В плане кабошоны могут иметь форму круга, овала, сердечка, челнока, капли и т.д.


гранаты с огранкой розой черные бриллианты в огранке розой
гранаты с огранкой розой cut from Rose-cut Garnets by the justified sinner CC BY-NC-SA 2.0 черные бриллианты в огранке розой cut from Black Diamonds by the justified sinner CC BY-NC-SA 2.0

Огранка розой

Кристалл такой огранки состоит из плоского основания и пирамиды поднимающихся несколькими уровнями граней, которые в плане напоминают бутон розы. Этот тип огранки появился к началу XVII в. и применялся в основном для обработки алмазов и пиропов. Преимуществом такой огранки является относительно малый расход материала. Чем меньше кристалл, тем меньшее число уровней и граней он имеет. Наиболее распространенные – треугольные грани, но иногда наносятся и четырехугольные. Существовали различные разновидности огранки розой по названиям регионов происхождения (голландская, антверпенская, брабантская), однако, в наши дни такой способ огранки встречается довольно редко.

Октаэдр с плоской гранью

Этот тип огранки применялся исключительно для обработки алмазов. От алмазного кристалла природной октаэдрической формы он отличается только тем, что у него скошен один острый выступ таким образом, что образуется новая грань со стороной, равной примерно одной четверти ширины кристалла. Огранка с плоской гранью имела ограниченное распространение: главным образом, в древней Индии. Одной из разновидностей такой огранки являются так называемые «портретные» камни, которые служили как бы покровным стеклом для небольших миниатюр, вставленных в кольца.

морганит в ступенчатой огранке розовый кварц
морганит в ступенчатой огранке розовый кварц – ступенчатая огранка
Rose quartz by MAURO CATEB CC BY 2.0

Ступенчатая («изумрудная») огранка

Ограненный таким образом кристалл отличается крупной плоской площадкой, сопряженной со всех сторон параллельными рядами четырехугольных граней, которые вначале ступенчато расширяют камень, а, достигнув уровня самой большого сечения, начинают постепенно уменьшать его на павильоне (нижняя часть камня), постепенно сводя на нет. «Изумрудной» эту огранку назвали в связи с тем, что она очень востребована при обработке изумрудов. Вообще таким образом гранят также алмазы и многие цветные ювелирные камни (циркон, флюорит, топаз, цитрин и т.д.).

Форма основной площадки, а, значит, и камня в целом, может быть разной: треугольной, четырехугольной, ромбовидной, трапециевидной и т.д. Форма прямоугольника с усеченными углами (восьмиугольник) считается классической для огранки изумрудов. Так называемая багетная огранка является разновидностью ступенчатой: камни имеют вытянутую, четырехугольную в плане форму. Еще одна разновидность – огранка клиньями (крестовая). В этом случае четырехугольная боковая грань разделяется на четыре треугольные грани.

Бриллиантовая огранка

Этот тип огранки был специально разработан для алмазов, но он широко применяется в обработке многих других прозрачных ювелирных камней. Перечислим основные преимущества бриллиантовой огранки: 1) Экономичное использование природной октаэдральной формы кристаллов алмаза. 2) Максимальная концентрация света внутри кристалла. 3) Наилучший эффект от блеска света на гранях. Стандартная бриллиантовая огранка предполагает 58 граней: 33 – на верхней части камня (коронка) и 25 – на нижней (павильон). Самая большая грань коронки (площадка) имеет восьмиугольную форму. Эту грань в форме звезды обрамляют 8 треугольных граней, к которым, в свою очередь, прилегают 8 четырехугольных грани. К ним прилегают 16 треугольных граней, которые своими округлыми сторонами формируют максимальный диаметр кристалла (рундист). Со стороны павильона они сочленяются с соответственно с 16 треугольными гранями, которые прилегают к восьми четырехугольным ромбовидным граням, сходящимся в самой маленькой нижней грани – калетте. Эта последняя грань является необязательной для маленьких камней, да и на многих крупных бриллиантах современной огранки она почти не выражена.

Для достижения наилучшего оптического эффекта грани бриллианта должны находиться под строго определенным углом друг к другу. По отношению к плоскости рундиста или площадки угол граней нижней части камня должен составлять около 41°, а грани коронки должны лежать к ней под углом 35-37°.

классическая форма бриллианта алмазная огранка
классическая форма бриллианта (стекло)
Diamond Paperweight 8-24-09 3
by Steven Depolo CC BY 2.0
алмазная огранка «маркиза» и «багеты»
marquise & bagettes by christina rutz CC BY 2.0

Бриллиантовая огранка имеет много вариаций. В частности, на более крупные кристаллы наносят больше граней. В частности, огранка «магна» содержит 102 грани. Мелкие алмазы, наоборот, имеют меньше граней. Например, «швейцарская» огранка предполагает нанесение 17 граней на коронку и 17 – на павильон (всего 34 грани). Для огранки цирконов часто применяют специальную одноименную огранку, в которой калетту окружает дополнительный ряд треугольных граней.
Кроме вариаций по числу граней имеются различные отступления по форме бриллианта в плане. Таковой, например, является огранка «маркиза», которая придает камню форму лодки, или огранка панделок (фр. pendeloque, «подвеска») каплевидной формы в плане. Помимо классических способов огранки существует много различных смешанных типов.

Резьба по ювелирным камням (геммы: печатки и камеи)

Издревле ювелирные камни украшали резьбой и гравировки. При этом не столь важны особенности самого материала: известно немало случаев, когда этот метод применялся не только в обработке агата и оникса, но также алмазов, сапфиров, сердолика, аметиста, граната и других драгоценных камней. Безусловно, самыми распространенными и популярными были геммы из оникса и агата, так как эти камни позволяли вырезать контрастные силуэты (темные на светлом фоне или, наоборот, – светлые на темном). Основными материалами для колец-печаток у древних служили карнеол, аметист и гранат.

Сюжетом для изображения на геммах служили растения, животные, фигуры известных людей, древних божеств, а позднее – библейских персонажей, Христа и апостолов. Камеи характеризуются тем, что рисунок на них выступает рельефом на ровном контрастном фоне. Инталии (печатки), наоборот, отличаются врезным рисунком. Сегодня такие украшения востребованы меньше, чем в древности, однако, они все равно занимают определенную нишу на ювелирном рынке.

перстень с аметистом алмаз с гравировкой Ной с сыновьями
перстень с аметистом с портретом римского императора Константина II Side view by Kotomi_ CC BY-NC 2.0 алмаз с гравировкой профиля Вильгельма III, короля Англии, Шотландии и правителя Нидерландов diamond engraved by opacity CC BY-NC-ND 2.0 Ной с сыновьями на камее из оникса XIII в. Noah cameo by Kotomi_ CC BY-NC 2.0

Автор: Кирилл Корякин
Дата публикации: 22.07.2009
Дата обновления: 09.09.2014
Перепечатка без активной ссылки запрещена

Рекомендуемые материалы

Как проверить подлинность

Подлинность драгоценного камня – это главная проблема, стоящая перед каждым покупателем. А между тем решается она очень просто – консультация опытного геммолога или ювелира, а лучше экспертная оценка на профессиональном оборудовании с выдачей заключения.

Цвета драгоценных камней

Разнообразие цветов и оттенков и игра света на гранях - вот, что делает драгоценные камни привлекательными на протяжении тысячелетий. В природе можно без труда найти камень, подходящий к вашему цвету глаз, оттенку кожи, праздничному наряду.

Осторожно: Интернет магазин.

В последнее время Интернет пестрит объявлениями о продаже ювелирных украшений, уже нет счета различным магазинам, предлагающим выбрать и приобрести украшение online. Дельцы зазывают невероятными скидками, сезонными распродажами, бонусами.